engelgardt_portret2.png
children-reading.jpg
    
peddinastii.png
smz.png

 

Граф Феникс. Приключения Калиостро в России. Исторический роман из эпохи Екатерины Великой

F1_m.jpg

Граф Феникс. Приключения Калиостро в России. Исторический роман из эпохи Екатерины Великой // Исторический вестник, 1909, № 1-12; Приключения Калиостро, Харьков, 1993 (сильно отредактировано стилистически и тематически, пропущены некоторые главы); Ташкент, 1994 (авторский вариант, с вступ. статьёй Н.И. Николаева «”Граф Феникс” на фоне исканий русских масонов»); М., 1997 (тоже отредактировано, но в меньшей степени).

Н.А. Энгельгардт создаёт именно исторический роман, перенося акцент с показа приключений Калиостро на изображение петербургского масонства и правящей верхушки российской империи.

F1_2_m.jpg

Историзм романа подчёркивает и введение в него обширного, характеризующего эпоху культурологического пласта: развёрнутых описаний парков, интерьеров и экстерьеров дворцов, нарядов, приёмов пищи и т.п. Усиливая историческую направленность произведения, Энгельгардт за счёт соответствующей трактовки образа главного героя снижает значимость в романе авантюрной струи с её тягой к необычному, и, несмотря на то что фактическая основа произведения (легенды о Калиостро) благоприятствовала введению в него элемента чудесного, все «чудеса», которыми герой стремится поразить воображение окружающих, получают реалистическое объяснение и предстают перед читательским взором хитроумными трюками шарлатана.

F1_3_m.jpgНе позволяет говорить о романе как об авантюрном и его наполненный глубоким содержанием план идеологии, проявляющийся в проблематике произведения. Основной узел противоречий, движущий его действие, завязывается вокруг взаимоотношений России и Запада, которые выстраиваются по повторяющейся несколько раз в продолжение романа схеме. Калиостро, олицетворяющий собой иностранные начала, поочерёдно соприкасается со сменяющими друг друга в иерархическом порядке представителями противостоящей ему стороны: петербургскими масонами, Потёмкиным, «малым двором» во главе с Павлом и, наконец, Екатериной. Соблюдая субординацию при осуществлении своих замыслов, иностранный гость на первом этапе предпринял попытку обрести доверие вольных каменщиков северной столицы. 

F1_7_m.jpgОн посещает заседание масонского капитула, где, используя присущую русским людям доверчивость, уже, казалось бы, достигает полного признания своих невероятных способностей. Но именно в тот момент, когда совершенно уверенный в успехе магик стремится закрепить его с помощью очередного трюка, он допускает роковой просчёт: то, что должно было, по мнению Калиостро, окончательно поразить петербургских вельмож-масонов, на самом деле производит обратный эффект и приводит к разочарованию в нём последних. В подобные ситуации граф Феникс попадает раз за разом на протяжении всего повествования, встречаясь поочерёдно с Нелидовой, Потёмкиным, Павлом, некоторыми другими персонажами романа, которые в самую неожиданную для авантюриста минуту неадекватно его пониманию реагируют на определённое психологическое воздействие, на них оказываемое. 

F1_6_m.jpgПодобно мифической птице, давшей ему вынесенное в заглавие вымышленное имя, Калиостро после каждого из преследующих его крахов «воскресает» и возносится на высоту, превосходящую прежние. За наивысшим же взлётом – аудиенцией у Екатерины – следует окончательное, вызванное всё тем же психологическим просчётом, допущенным во время беседы с императрицей, падение и отъезд из Петербурга. Российский менталитет оказывается недоступным пониманию изощрённого ума ловкого проходимца, как недоступна Россия пониманию Запада, недооценивающего соседствующую с ним державу, высокомерно считающего её примитивной и отсталой.  

F1_4_m.jpgF1_8_m.jpgF1_5_m.jpg